Все о видах памяти человека. Какие виды памяти существуют? Классификация с пояснениями Что такое память виды памяти

Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия. В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.
Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается. Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2. Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8). Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются. Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы). Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной. Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач. Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться. Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается. Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

https://www.facebook.com/marina.korobkova.1

whatsapp +84 93 558 40 15

Или на e-mail через кнопку Контакты

Критерий Виды памяти
Сенсорная модальность
  • зрительная (образная, визуальная),
  • моторная (двигательная, кинестетическая),
  • звуковая (аудиальная),
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • болевая,
  • эйдетическая
Содержание
  • образная,
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • социальная,
  • пространственная
Организация запоминания
  • эпизодическая,
  • семантическая,
  • автобиографическая,
  • процедурная
Время хранения
  • ультракратковременная,
  • кратковременная,
  • долговременная
Физиологические принципы
  • долговременная,
  • кратковременная
Наличие цели
  • произвольная,
  • непроизвольная
Наличие средств
  • опосредованная,
  • неопосредованная
Уровень развития
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • образная,
  • словесно-логическая

Зрительная (образная, визуальная) память

Человек воспринимает мир с помощью своих органов. Глаза откладывают в голове образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого вида памяти сохраняются визуальные образы – лицо мамы, сына, первый снег, морской пейзаж, увиденный впервые, цветущий сад, гроздь винограда.

В свою очередь этот вид памяти может быть произвольным и непроизвольным, если судить по форме физической активности. Когда мы гуляем по цветущему саду, собираем грибы в лесу, невольно запоминается все, что попадает в поле зрения и еще долго перед глазами, в сознании, стоят грибы и цветущие деревья.

Но, когда мы срезаем гриб и внимательно его рассматриваем, оценивая ядовитый он или съедобный, мы включаем сознательную, произвольную память, сравниваем его с тем образом, который соответствует съедобным грибам и кладем в корзину. Ярко-красные шляпки мухоморов все помнят с детства, по картинкам в букваре и не трогают их, обходят стороной.

В момент, когда мы сравниваем найденный гриб со своими воспоминаниями, включается долговременная зрительная память. А когда мы возвращаемся взглядом на полянку, помня, что рядом был еще один гриб, включаем визуальную краткосрочную память.

Так в процессе сбора грибов у нас работает много видов памяти, присоединившихся к зрительной, дополняя ее, делая более образной и яркой.

Моторная (двигательная, кинетическая) память

Об уровне развития двигательной памяти человека можно судить по тому, насколько у него изящные движения, гибкое тело. Если человек занимался спортом, танцами, у него богатая моторная память.

Хороший спортсмен выполняет сложнейшие элементы так, будто это очень легко делается. На самом деле такое надежное хранилище движений создается многочасовыми тренировками, бесконечными повторениями, трудом, старанием.

Звуковая (аудиальная) память

В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.

Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.

Вкусовая память

Специфический вкус земляники, найденной на солнечной полянке, знаком всем, кто ее хоть раз попробовал. Мы не спутаем вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека хранятся воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он ел когда-нибудь. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладковатый.

Если человеку завязать глаза, он безошибочно отличит вкус квашеной капусты от соленого помидора или маринованных огурчиков. Жареную курицу можно на вкус отличить от картошки фри. Сок яблока от моркови.

Конечно, у некоторых людей вкусовые ощущения иногда ухудшаются, во время простуды, но память о вкусных блюдах остается.

Обонятельная память

Как вкус, так и запах неизвестного вещества человек вспомнит, с завязанными глазами. Ведь луковица на срезе пахнет так ярко, что невольно слезы текут из глаз. Безошибочно можно узнать аромат свежего огурца.

Хозяйка безошибочно узнает, что пирог в духовке почти готов, хотя находится в другой комнате. Женщина, хранительница домашнего очага, знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать семью хорошим, доброкачественным питанием.

Болевая память

Этот тип воспоминаний нужен, чтобы с больным зубом пойти к врачу, не дожидаясь осложнений. Однажды порезанный палец напомнит хозяйке о том, что резать овощи следует осторожно.

Болевые воспоминания побуждают к осмотрительности, учат беречь свое здоровье и родных, что продлевает в конечном итоге жизнь.

Эйдетическая память

Существует один феноменальный тип запоминания – эйдетизм. В этом случае объект будто фотографируется, очень ярко, во всех подробностях и деталях. Такими способностями обладают не все люди. Но эйдетизм можно развивать.

Известно, что в школе разведчиков курсантов учили фотографическому запоминанию. Это было необходимо, для такого случая, когда под рукой не было фотоаппарата. Всем известен пример такой работы разведчика, изображенный в кадрах фильма «Щит и Меч».

Эмоциональная память

Хранит в себе чувства, переживания, эмоции. Она играет очень важную роль в процессе выбора поведения. Если человек знает уже, что его где-то обидели, он не пойдет в ту компанию еще раз.

Эмоции, зафиксированные в памяти, способны удержать человека от совершения неблаговидных поступков или наоборот побудить к достойным.

Приятно вспоминать о том, как поднимался на пьедестал, после спортивного соревнования. Это поможет пережить трудные минуты и испытания.

Человек, умеющий радоваться и печалиться, нравится окружающим. Слишком не эмоциональный человек выглядит и воспринимается как робот. Развитая эмоциональная и образная память характеризует интересного человека, много повидавшего.

Социальная память

Помогает человеку правильно ориентироваться в обществе. Важно помнить, кто твои родственники, родители, дети, кто друзья, а кто недоброжелатели. Отправляясь на работу, важно помнить о том, кто твой начальник, наставник, а кто подчиненный. Ведь необходимо выполнять указания начальства, прислушиваться к советам наставника и давать задания подчиненным, контролировать их выполнение.

В социальные воспоминания входит устройство государства, сведения о международной обстановке на данный момент, история человечества, страны в которой живешь, и многое другое, что позволяет человеку адекватно вести себя в обществе.

Пространственная память

Дает возможность человеку ориентироваться в доме, где он живет. Важно помнить улицу, по которой идешь на работу, детский сад, куда отвел ребенка, магазин, где купил продукты.

Воспоминания помогают передвигаться в пространстве на любые расстояния. Если человек знает, где продают билеты на самолет или поезд, пароход, куда надо пойти, чтобы попасть в нужный самолет, вагон и каюту, он может успешно путешествовать.

Изучая географию и астрономию, человек способен решить для себя, куда поехать в отпуск, жить ли на планете Земля или улететь на Марс. Некоторые исследователи утверждают, что на Марсе скоро будет первая колония землян.

Эпизодическая память

Способна выделять особенно важные события из жизни. Час, когда вся семья встречает мать и новорожденного малыша у выхода из роддома, остается в сознании навсегда. Хотя в последствии можно не вспомнить, на каком автобусе ехали до роддома.

Первый поцелуй запомнится влюбленным. Хотя моменты до него и после могут быть стерты.

Семантическая память

Связывает слова и мысли. Без знания смысла разговорной речи человек не сможет общаться в обществе и трудиться, передавать свои чувства, мысли родным и близким людям.

Каждое слово в нашей речи имеет определенный смысл, за который отвечают семантические воспоминания. Бессмысленная речь не понятна окружающим. Она отличает человека, больного слабоумием, от здорового.

Автобиографическая память

Сохраняет знания человека о событиях его жизни, учебе, работе, росте карьеры, важных событиях для семьи. Рождение детей и внуков, свадьба своя и вашего сына – эти события помогают человеку ощущать свое место в семье и в жизни общества.

Годы учебы и первые шаги в карьере приносят позитивный вклад в продвижение по службе. Помнить о своих навыках необходимо, чтобы пополнять их и успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Процедурная память

Удерживает в своем хранилище порядок действий, доведенный иногда до автоматизма. Человек знает, что ложку нужно поднести ко рту, перед едой вымыть руки, рот вытирать салфеткой. Все действия, которые совершает человек в течение дня, он производит в определенном порядке. За это отвечает процедурная память.

Процедурная медсестра обязана в строго определенном порядке делать уколы. Смазать место укола спиртом, набрав лекарство в шприц и ввести в мышцу пациента. Не побрызгав, а уколов человека. Иначе лечение не будет иметь успеха. Вот почему важна процедурная память.

Ультракратковременная память

Другими словами, мгновенная, хранит события в своей ячейке всего лишь миг. Воспоминание может относиться к неважному событию. Если, к примеру, надо выключить свет в незнакомой комнате. Вы туда больше не вернетесь никогда, нет необходимости помнить, где расположен выключатель.

Иногда миг может быть важным, но человека отвлекли, и он сразу забыл ситуацию. Некоторые события, которые не повторяются, могут исчезать из памяти бесследно, если были в мгновенной ячейке.

Кратковременная память

Помогает решать человеку текущую задачу. Когда в саду человек собирает виноград, он помнит, что срезанную гроздь надо осторожно положить в ящик, чтобы не подавить ягоды.

Убирать надо все спелые грозди, двигаясь по ряду виноградника, в направлении от уже очищенного куста к веткам еще полным ягод. Чтобы успешно выполнить эту процедуру, нужно ненадолго запомнить порядок работы.

Долговременная память

Нужна для того, чтобы запомнить некоторые вещи на всю жизнь. Это важные аспекты профессии, принципы гигиены, моральные принципы, принятые манеры общения с людьми на работе, в транспорте и многое, что определяет адекватное поведение человека.

К примеру, важно помнить, что нельзя кушать стиральный порошок, им пользуются только для стирки. Картошка вкусная, лук горький, мед полезный, лекарство принимают по предписанию врача, переходить дорогу следует на зеленый свет светофора. Это обычно помнят на протяжении всей жизни.

Произвольная память

Это запоминание с усилием воли. Иногда так делают, если для сдачи экзамена или выполнения важной работы надо знать точно какой-то фактор. К примеру, нельзя спутать ядовитый гриб со съедобным, опасную ягоду с полезной, когда вы собираете урожай в незнакомом лесу.

Важно помнить хотя бы основные признаки, потому что грибы одного сорта в разной местности выглядят по-разному. Но, если человек запомнит, что на срезе ядовитые грибы ярко-синие или оранжевые, красные, он не отравится.

Непроизвольная память

Срабатывает, когда вы просто осматриваете окружающую местность. Впервые увиденный красивый пейзаж может врезаться в память навсегда. А те кварталы, которые видны из окна троллейбуса по дороге на работу ежедневно, бывает иногда трудно вспомнить детально.

Непроизвольно запоминается все, что попадает в угол зрения. При желании можно развивать способность человека запоминать детально все, что он видит вокруг себя. Произвольная и непроизвольная памяти могут быть одинаково длительными и короткими.

Опосредованная память

Основывается на связывании только что полученной, новой информации, с уже известными знаниями, ранее пережитым опытом. Опосредованная память тесно связана с ассоциативной и логической. Логически связываются в цепочку воспоминания, связанные определенными ассоциациями.

Так, человек, проходя мимо кондитерской, вспоминает, что ему необходимо купить торт для дома. Зайдя в магазин, он видит новый вид пирожных и вкусный торт. Запоминает, что в этой, уже знакомой кондитерской, появился ассортимент хороших новых десертов.

Неопосредованная память

Представляет собой заучивание, без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученную информацию повторить не меньше 5 раз и обратить на нее устойчивое внимание, поработать над ней, обдумать ее значение. Иначе воспоминание попадет в краткосрочную ячейку и быстро улетучится из головы.

Отдельные учителя, не утруждают себя толковыми объяснениями, требуют от учеников простой «зубрежки». Такая информация не долго хранится в голове учащихся и виноват в этом бывает сам учитель.

Словесно-логическая память

Если человек не умеет выстраивать слова в осмысленные предложения, а предложения в последовательный рассказ о событии, значит у него нет словесно-логической памяти. Этот вид воспоминаний еще называют вербальными. Они свойственны только человеку. Животные не умеют разговаривать.

Человек способен помнить умозаключения, суждения других людей, мысли из рассказов, прочитанные в книге. В этих воспоминаниях хранятся наши мысли, разные предметы и их связи, свойства, взаимодействия. От развития этого типа памяти во многом зависит качество других видов памяти и качество речи человека. Лучше эти воспоминания сохраняются у людей, склонных к логическим рассуждениям, с аналитическим складом ума.

Это хранилище памяти тесно связано с речью. Запоминание в данном случае улучшается, когда используется образная, выразительная речь, с акцентами интонации, паузами в нужных местах.

Словесно-логическая память позволяет человеку обладать богатым словарным запасом, что облегчает общение и привлекает симпатии окружающих.

Все типы воспоминаний дополняются и переплетаются друг с другом. Поэтому деление их чисто символические. Специалисты классифицируют их для себя, чтобы лучше изучать и применять знания в лечении и профилактике.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Память – вид умственной деятельности и одна из психических функций, работа которой напоминает работу компьютера, ведь сначала информация кодируется, затем сохраняется, и потом уже, по необходимости открывается нужный файл. И сегодня я расскажу о том, какие существуют виды памяти у человека, чтобы вы знали, как ими пользоваться, чтобы эффективно запоминать и управлять информацией.

Введение

Чтобы быть работоспособным, осознанным, хорошо чувствовать себя как физически, так и эмоционально, нам необходима хорошая память. Ведь, как мы будем выполнять свои обязанности, если будем много чего забывать? Для развития и продвижения нам просто необходимо уметь не только улавливать информацию разными способами, но и хранить её, чтобы в подходящий момент воспользоваться. Иначе мы бы были похожими на младенцев, или, если верить мифу, на рыбок, которые могут помнить что-то только 3-4 секунды. Она многолика, поэтому обязательно следует добавлять прилагательное, которое объясняет её направленность и тип, а также уникальна, ведь, по факту, с её помощью мы можем соединить вместе прошлое, настоящее и будущее.

Классификация

Их характеристика определяется по следующим признакам:

По характеру психической деятельности

1.Образная

Это процесс запоминания, воспроизведения и сохранения непосредственно образов и представлений и имеет такие типы:

  • Зрительная – у кого хорошо развита, обычно с воображением не имеют проблем. Необходима людям с творческой профессией, например, художникам, композиторам…
  • Слуховая – запоминание звуков. Когда низкий уровень, становится сложно учить иностранные языки и вообще воспринимать на слух материал.
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Обонятельная

Последние 3 вида необходимы только для удовлетворения естественных, биологических потребностей (о них вы можете почитать ). Делать на них акцент следует только людям, профессия которых непосредственно связана с ними, к примеру, дегустаторам или парфюмерам.

Существует интересный факт, проводились исследования во время учебного процесса, в ходе которых было выявлено, что число тех студентов, которые прослушали лекцию и на следующий день могли пересказать её, составило только 10%. При этом, процент возрастал до 30 при самостоятельном прочтении, когда было задействовано зрение. Если они её ещё и повторяли, воспроизведя кому-то, то цифра составляла уже 50%. А практическая отработка материала, чтобы закрепить в виде навыка, достигала 90% успеха.

2.Двигательная

Это возможность запоминать и воспроизводить движения. У ребенка она появляется раньше остальных. С её помощью он учится познавать мир и развиваться. Благодаря ей мы, не практикуясь ездить на велосипеде лет 15, садимся, боимся, и при этом уверенно крутим педали, потому что тело помнит, как это делается.

3.Эмоциональная

На самом деле самая надёжная, и проявляется уже у полугодовалых малышей, которые радуются приближению приятных, близких людей и плачут, если появляется тот, кто когда-то напугал и прочее. Так устроена психика, что приятные моменты откладываются более надёжно, чем негативные. Но есть люди, которых называют обидчивыми, в силу того, что у них происходит наоборот.

4.Словесно – логическая

Уделяется внимание словам, мыслям, а также логике. Об этом типе мышления и о том, что он присущий только человеку, я рассказывал в статье . Таким людям проще запоминать формулы, термины, прочитанные книги... Появляется у ребёнка уже в возрасте 3-4 лет и ухудшается с возрастом. Может быть:

  • Механической – когда принудительно приходится заучивать какой-то набор слов, или просто повторяя текст, не включаясь в его смысл.
  • Логической – когда приходится привлекать ассоциации или ранее изученные термины.

По продолжительности сохранения материала


  1. Мгновенная – удерживает материал, который был получен органами чувств, не обрабатывая его.
  2. Кратковременная, является рабочей, и хранит данные в течение 20 секунд, но в будущем их возможно будет воспроизвести. Очень ценна для нас, так как даёт возможность переработать и отсеять ненужный материал. Обязательным условием для запоминания является обращение внимания. К примеру, вы могли много раз смотреть на свои часы, но если задать вопрос о том, какие именно там цифры, арабские или римские, вы затруднитесь ответить, пока специально не заострите внимание на этом нюансе. Также длительность сохранения зависит от объёма, и когда кратковременная память переполнена, новые данные замещают старые, которые удаляются безвозвратно. Бывали случаи, когда с кем-то знакомились, а потом не могли вспомнить имя? Вот-вот. Но, если это имя для вас важно, вы можете повторить его несколько раз, и оно отложится в следующий тип.
  3. Оперативная. Задаётся определённое время хранения данных, которые после исполнения задачи удаляются. Помните, как бывало в период студенчества, когда за одну ночь готовились к экзамену, а после успешной сдачи как будто наступала амнезия?
  4. Долговременная. Её особенности заключаются в том, что начинает свою работу не сразу, а по прошествии какого-то времени. К тому же данные надёжней закрепляются, если часто воспроизводятся.

По степени осознанности

  • Имплицитная — возникает без участия сознания. Например, человек усваивает ценности общества и семьи, не совсем понимая, как себя ведёт и какими принципами руководствуется в жизни. То есть, не осознаёт те знания, которые у него имеются.
  • Эксплицитная – соответственно осознанное пользование своими знаниями.

По характеру участия воли

  1. Произвольная – что-то пытаемся запомнить, применяя усилия, усердие.
  2. Непроизвольная – автоматически, порой, не обращая внимания. Бывали у вас ситуации, когда вы недоумевали, откуда знаете о чём-то? А всё потому, что когда-то заинтересовались чем-то, но особого значения не придали, а материал отложился.

От целей исследования


  • Генетическая – благодаря ей мы обладаем инстинктами, рефлексами…
  • Эпизодическая – хранит части информации, зафиксировав ситуацию, в которой была получена. Чтоб было понятнее, приведу пример. Вы попадаете в новый город, и прогуливаясь, обращаете внимание на магазины, продавцов, вывески, по которым будете потом ориентироваться, возвращаясь обратно, чтобы не заблудиться.
  • Репродуктивная – это воспроизводство чего-то путём воспоминания. Например, художник пишет портрет девушки, которая впечатлила его в автобусе.
  • Реконструктивная – восстанавливает изначальную форму чего-то. Женщина, потеряв рецепт, пытается вспомнить, какие и в какой последовательности класть продукты в борщ.
  • Ассоциативная – когда мы устанавливаем связи, чтобы воспроизводить нужную информацию. Например, разговаривая с подругой, которая рассказывает, что была в новом ресторане и отведала прекрасный десерт, вам приходит в голову, что забыли купить печенье к чаю.
  • Автобиографическая – это события из жизни, которые удерживаются в голове и проявляются с помощью воспоминаний.

Механизмы

Я приведу здесь основные процессы, которые приходится проходить каждому ежедневно:

  1. Запоминание – это процесс, при котором новое закрепляется при помощи связывания его со старым, уже приобретённым. Является избирательным.
  2. Сохранение – переработка и удержание необходимых данных.
  3. Воспроизведение – извлечение сохранённой информации.
  4. Забывание – избавление от не нужного, или чем очень давно не пользовались. Может быть как позитивным, когда, к примеру, стирает события, которые вызывали неприятные ощущения, мешали двигаться вперёд, или просто перегружали. А также, негативные, когда полезные и нужные данные стираются целыми блоками, и появляется необходимость обратно их изучать.

Заключение

Напоследок хочется сказать, что не только психология уделяет внимание этим сложным процессам с целью изучить характер и направленность личности, а также физиология с биохимией исследуют образование нервных связей и изменение состава нашей РНК (рибонуклеиновая кислота).


Такая психическая функция человека, как память, является особенной. Остальные функции не могут быть произведены без ее участия. Проявления памяти очень разнообразны и многогранны. Предлагаем вашему вниманию классификацию видов памяти в психологии.

Виды памяти человека в психологии

По времени сохранения материала

  1. Кратковременная память . Материал хранится недолго, примерно около двадцати секунд, а объем элементов, который одновременно удерживается в памяти небольшой – от пяти до девяти.
  2. Сенсорная память . Информация сохраняется на уровне рецепторов, если из хранилища рецепторного она впоследствии не переводится в иную форму хранения, то теряется безвозвратно. Время сохранения очень короткое – до одной секунды. Такая память чаще всего используется у новорожденных.
  3. Долговременная память . Она обеспечивает продолжительную сохранность материала, время хранения и объем информации не ограничиваются. Долговременная память, в отличие от кратковременной, иначе обрабатывает полученную информацию. Долговременная память оптимально «раскладывает» информацию – это обеспечивает ее оптимальное сохранение. Такое явление называют «реминисценция», происходит увеличение объема нужного материала, а также повышается качество.
  4. Оперативная память . Является промежуточным хранилищем между долговременной и кратковременной памятью. Сохраняет материал на определенный необходимый срок.

По характеру психической активности

Статьи по теме:

Функции психологии

Психология, это не какая-то фантастическая наука, которая не подвластна среднестатистическому человеку, психология — вокруг нас и мы сами являемся ее частью. В этой статье мы расскажем о функциях психологии в жизни каждого индивида.

Почему возникает эффект дежавю?

Об эффекте дежавю вы наверняка слышали и, возможно, неоднократно испытывали его на себе. Мы же решили рассказать о существующих гипотезах возникновения такого эффекта.

Активная жизненная позиция

Активная жизненная позиция присуща, как правило сильным, целеустремленным и уверенным в себе людям, которые обладают лидерскими качествами и способны повести за собой массы.

Качества характера

В этой статье речь пойдет о качествах характера мужчин и женщин, которые характеризуют их, как представителей своего пола с самой лучшей стороны и необходимы для создания положительного образа в целом.

Виды памяти человека

Вся многоликость жизни и деятельности человека невозможна без памяти. Существующие типы и виды памяти человека обусловлены накопленным опытом и особенностями деятельности индивида. Типы памяти определяются индивидуальными особенностями личности, а вот виды выделяют по характеру целей деятельности, а также продолжительности фиксации и сохранения материала.

Какие бывают виды памяти у человека?

По времени резервирования информации выделяют:

  • мгновенную память – самый простой вид. Она обеспечивает хранение информации только в ходе ее восприятия;
  • кратковременную память. Она дает возможность сохранить данные примерно на 30–40 секунд с момента их обретения. Этот вид памяти характеризуется максимальным числом символов, образов и объектов, которые индивид способен воссоздать на протяжении одной минуты с момента получения. Когда она заполняется на 10 единиц, происходит замещение, то есть новые данные заменяют старые с бесследным удалением последних;
  • оперативная память призвана сохранить данные на определенный период времени. Чаще всего через несколько минут или дней после получения информации, данные из оперативной памяти начинают стираться;
  • выделяют и такой вид памяти человека в психологии, как долгосрочный. Здесь информация хранится длительно, но чтобы человеку ее воспроизвести, необходимо приложить усилие и запустить мыслительный процесс. Именно этой памятью люди пользуются чаще всего;
  • хранение генетической памяти осуществляется в генах и передается по наследству.

Память человека, ее особенности и виды в соответствии с целями деятельности

Речь идет о непроизвольной и произвольной памяти. Если человек что-то запоминает или припоминает, не преследуя для этого специальной цели, то работает непроизвольная память. Если же индивид ставит цель запомнить какой-то материал, то говорят о произвольной памяти. В этом случае запоминание и воспроизведение возможно благодаря специальным, мнемическим действиям. Именно эти два вида обеспечивают последовательное развитие всей памяти в целом.

Виды памяти. Их краткая характеристика

Роль непроизвольной памяти в человеческой жизни трудно переоценить, ведь именно она обеспечивает формирование основной части жизненного опыта.

Однако, нередко человек прибегает к необходимости управлять своей памятью. Произвольная память дает ему возможность что-то преднамеренно запомнить, заучить, чтобы потом использовать тогда, когда это необходимо.

Какие еще виды памяти существуют у человека?

Говоря о видах, нельзя не отметить типы памяти, которые определяются индивидуальными особенностями психики человека. Различают зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, эмоциональную и другие типы. Все они функционируют в органическом единстве и по отдельности не встречаются. Бывают люди, у которых сильно развита какая-то определенная память – у художников зрительная, а у музыкантов слуховая, но у большинства они функционируют вместе.

Причем в психологии виды памяти человека помимо того, что они являются индивидуальными, в каждом частном случае могут быть произвольными или непроизвольными, кратковременными, либо долговременными и т.д. Двигательная, образная, слуховая и другие типы не могут существовать отдельно еще и потому, что между собой соединены прежде всего идентичные характеристики предметов и явлений окружающего мира, а значит и формы их отражения. Непростые преемственные связи можно проследить между непроизвольной и произвольной памятью, а кратковременная и долговременная память являются двумя стадиями одного процесса. Все начинается с кратковременной памяти, минуя которую информация уходит в долговременную память.

Как улучшить память после 50 лет?

Эта статья расскажет о том, как улучшить и укрепить память после 50 лет. Также вы узнаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы память после 50 лет развивалась, а не ослабевала, и об упражнениях, способствующих укреплению памяти.

Типы памяти

Выделяют самые различные типы памяти, определяемые индивидуальными особенностями психики человека. По отдельности они не встречаются, а всегда функционируют все вместе, правда у некоторых людей один тип памяти может преобладать над другими.

Похожие статьи

Что можно есть на белковой диете?

Известно много разных диет, которые помогают избавиться от лишнего веса. В этой статье вы сможете найти информацию о белковой диете, а точнее о продуктах, которые разрешены при соблюдении такой методики похудения.

Определение памяти. Виды памяти

Определение памяти

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.


Классификация основных видов памяти

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока — краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1. Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность — точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. По участию воли в процессе запоминания;

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.


Схематическое изображение памяти

1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

3) Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

По продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

— Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

— Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения . Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

— Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4) Долговременнаяпамять — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти.

Психология памяти.

Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.

Виды памяти в психологии

Классификация видов памяти в психологии позволяет из одного довольно объемного понятия выделить значимые частности. Ведь память человека – это сложная функция, которая имеет множество нюансов. Для понимания характерных особенностей человека просто необходимо представлять, какие бывают формы памяти в психологии.

Типы памяти в психологии

В зависимости от индивидуальных особенностей, у каждого человека развит сильнее один из нескольких основных типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный или смешанный. Зная, какой тип памяти сильнее развит у вас, вы будете быстрее обучаться искусству и наукам, используя самый быстрый и удобный для этого канал восприятия.

Рассмотрим эти типы памяти более подробно:

  1. Зрительный тип . В данном случае человеку для того, чтобы запомнить, нужно увидеть наглядно. Вся его память состоит из зрительных образов, и для запоминания ему никогда не бывает достаточно только услышать информацию.
  2. Двигательный тип памяти . Люди с этим типом памяти в своих воспоминаниях опираются именно на двигательные ощущения. Например, точно зная, как вслепую набирать текст на клавиатуре, они не смогут взять написать, в какой последовательности на нее нанесены буквы (либо это займет довольно много времени).
  3. Слуховой тип памяти . В данном случае человеку достаточно один раз услышать, и они с легкостью воспроизведут суть информации. Для того, чтобы запомнить зрительную информацию или текст, им следует проговаривать ее вслух.
  4. Смешанный тип памяти . В данном случае способности человека распределяются либо равномерно, либо, что встречается чаще, человек владеет сразу двумя типами памяти – например, двигательным и зрительным.

Занятия в школах и университетах построены таким образом, чтобы задействовать сразу все типы памяти: человек воспринимает информацию на слух, записывает ее, обращаясь к двигательной памяти, и смотрит на наглядные материалы, подключая и зрительную память.

Виды памяти в психологии

Существует много различных классификаций памяти. Мы рассмотрим, как разделяют виды памяти исходя из характерных особенностей информации.

  1. Наглядно-образная память . Этот вид памяти представляет собой события, которые зафиксированы сразу после сигнала рецепторов или органов восприятия. Этот вид памяти невероятно важен в творческих сферах деятельности. Так, например, начинающие танцоры именно этим типом памяти фиксируют необходимые движения и трюки, показанные учителем. Если бы объяснение было только на словах, обучение было бы гораздо сложнее.
  2. Словесно-логическая (смысловая) память . В данном случае в памяти фиксируются не образы предметов и действий, а слова, которыми был объяснен материал. Именно поэтому второе название данного вида – смысловая память. Прочитав что-нибудь, человек не запоминает все слово в слово, но легко может пересказать смысл прочитанного – в этом и заключается суть такой памяти.
  3. Двигательная память . Двигательная память позволяет запоминать мышечные комбинации, позволяющие в точности повторять заученные движения. Так пальцы рук запоминают переборы и аккорды гитары, все тело запоминает связку из танцев.
  4. Эмоциональная память . Этот тип памяти позволяет человеку вновь и вновь окунаться в пережитые некогда в прошлом переживания и эмоции. Вспоминая прошлое, вы можете уловить чувство успеха или неуверенности, страха или восторга. Чем ярче эмоция, тем лучше и четче она вспоминается в последствии.

Данные типы памяти просто необходимы для обучения и развития человека, без которого жизнь была бы скучна и бесцельна.

Как лучше запоминать прочитанное?

Научиться хорошо запоминать прочитанное можно, если руководствоваться определенными правилами. Конспектировать важные тезисы, обсуждать и пересказывать почерпнутое из книги. Садиться за работу в те часы, когда мозг работает лучше всего.

Как быстро запомнить стих?

В этой статье мы расскажем о простых, но достаточно эффективных способах быстр запомнить стих.

Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память

Вы узнаете о том, какой порядок запоминания произведения наиболее действенный и некоторых других нюансах.

В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти.

Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:

  1. По характеру психической активности в деятельности память делят на:
    — двигательную

    — эмоциональную
    — образную
    — словесно-логическую
  2. По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется:
    — мгновенная (сенсорная)

    — кратковременная
    — долговременная
    — оперативная
  3. По характеру целей деятельности делят на:
    — произвольную

    — непроизвольную

Двигательная память — лежит в основе запоминания и воспроизведения движений (езда на велосипеде, плавание, игра в баскетбол, игра в теннис и др.). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых двигательных актов.

Двигательная память появляется у ребенка уже в первые месяцы жизни.

Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые когда-то пережил человек (память страха, обиды, стыда…). Начинает проявляться у ребенка после 6 месяцев жизни.

Образная память – память на образы, представления, звуки, запахи, вкусы. Многие исследователи разделяют образную память на:
— зрительную (образ родного человека, родной дом),
— слуховую (любимая песня, голос матери),
— осязательную (мягкость шерсти любимого животного, поцелуй любимого),
— обонятельную (запах любимых духов, аромат любимых цветов),
— вкусовую (вкус любимого напитка, вкус любимых конфет, кислота лимона).

Образная память начинает проявляться у детей в 1,5-2 года (в то же время, что и представления).

Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.

Словесно-логическая память проявляется в 2-х случаях:
1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Наряду с этим есть люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых.

Мгновенная (сенсорная) память – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств, в течение нескольких секунд без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.

Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 секунд). Для запоминания какой-то информации человек предпринимает волевые усилия.

Объем кратковременной памяти определяется по простому упражнению: человека просят запомнить за минуту определенное количество слов (или цифр, или картинок). Затем человек сразу воспроизводит то, что запомнил. Люди отличаются по количеству запоминаемых слов, т.е. обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется в течение всей жизни.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какой-то объем переходит в оперативную память. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, постоянное повторение информации, наличие эмоций при запоминании и др.

Оперативная память – это запоминание определенной информации на время, необходимое для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. В долговременной памяти содержится все, что мы знаем о мире.

Долговременная память обладает почти безграничным объемом. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание студентом определенной информации для сдачи экзамена.

Непроизвольная память – это запоминание информации без намерения запомнить. Человек чаще всего запоминает то, что делает (а не то, о чем думает), также хорошо запоминается то, связано с кругом знаний и интересов человека.

Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Ирина Базан

___________________________________
Читайте еще статьи по этой теме: